Вы действительно можете самостоятельно продлить жизнь АКБ (кислотной батареи в автомобиле). Узнайте, что влияет на срок службы и как его увеличить.
Сразу после покупки первым делом зарядите аккумулятор и в дальнейшем заряжайте как можно чаще.
Вот и весь секрет. Аспирин, добавление кислоты и прочие экзотические способы оживления от «автожурналистов» пусть остаются на долю поклонников чудес. Информация будет полезна и автовладельцам, и пользователям ИБП (источников бесперебойного питания).
Я установил новый аккумулятор, он прекрасно работает — зачем заряжать?
Производители допускают, что АКБ будет использоваться сразу же после покупки. Они предусмотрели этот сценарий эксплуатации как штатный и готовят изделие именно к такому режиму.
Автомобильные кислотные батареи с завода обладают номинальной разрядной нагрузкой в амперах (CCP, Cold Cranking Performance).
Срок службы АКБ выглядит следующим образом в циклах* зарядки и разрядки.
- • 0 циклов. Аккумулятор свинцово-кислотного типа с максимальной мощностью, необходимой, например, для запуска двигателя автомобиля (при условии, что он всё-таки заряжен).
- • 0-20 циклов. На первых порах батарее не хватает ёмкости (фактически сейчас она меньше номинальной на ~5%-15%), хотя это и временно.
- • 20-50 циклов. Свинцово-кислотному аккумулятору требуется около 50 циклов, чтобы набрать ёмкость.
- • 50-200 циклов. Характеристики соответствуют номинальным заводским значениям. Основной период жизни АКБ.
- • 200-300 циклов. После 200 циклов ёмкость батареи начинает постепенно деградировать с плавным ускорением процесса.
- • 300 циклов. К этому моменту обычная свинцово-кислотная батарея теряет до 30% ёмкости по исследованиям BSI 2010-го года и до 39% ёмкости по исследованиям BSI 2019-го года.
* — Указанные цифры (число циклов) могут быть значительно меньше при воздействии на аккумулятор негативных факторов (например, хранение в разряженном состоянии или регулярная глубина разряда более 50%). Но также могут быть и немного выше (качественные модели, должный уход).
Простыми словами о сроке службы АКБ автомобиля
Все указанные выше этапы цикла жизни аккумулятора свинцово-кислотного типа объединены в три фазы по динамике изменения ёмкости:
- 1. набор («обкатка»);
- 2. кульминация (номинальное состояние);
- 3. спад ёмкости (старение).
Производители рекомендуют бережно относиться к эксплуатации аккумулятора в период набора ёмкости — «обкатки»:
- • не допускать глубокой разрядки;
- • не перегревать;
- • не переохлаждать;
- • не перегружать пусками;
- • не перезаряжать.
Третья фаза длится потерей ёмкости до 70% от номинальной. Допускается использование свинцово-кислотных аккумуляторов с 50% остаточной ёмкости.
Фаза старения ускоряется со временем. С ёмкостью менее половины от номинальной аккумулятор практически бесполезен на низких пороговых значениях заряда.
Срок службы АКБ автомобиля (пускового аккумулятора) — от первой фазы до последней в среднем 300 циклов заряда-разряда, что во временном исчислении обычно соответствуют 5 годам регулярного использования. Но это сугубо приблизительный расчёт для свинцово-кислотного типа батарей.
Почему срок службы АКБ такой маленький?
Аккумуляторы свинцово-кислотного типа коррозируют, текут, сильно подвержены короткому замыканию. Помимо этих базовых негативных явлений, неизбежны процессы сульфатирования (сульфатации), высыхания, расслоения кислоты, поверхностный саморазряд и так далее.
Сульфатация — это когда поры пластин закупориваются сульфатом. Активный материал истощается (его выдавливает из решёток). Пластины при этом искривляются.
Главная причина маленького срока служба АКБ — истощение активного материала.
Процесс деградации свинцово-кислотных батарей хорошо изучен. Производители точно рассчитывают момент критического состояния и готовят наиболее оптимальные химические компоненты [источник].
При этом учитывается прогресс. Например, рост нагрузки со стороны современного оборудования (на ИБП) и автомобилей (пусковые АКБ).
Пошаговая инструкция, как продлить жизнь АКБ
Это краткий свод правил и рекомендаций, обоснованных научным методом (в испытаниях и исследованиях, ссылки на которые вы найдёте в конце статьи).
Вы можете не выполнять рекомендации — аккумулятор будет так или иначе работать и верно служить своему владельцу. Однако придерживаясь их или хотя бы понимая, можно заметно увеличить срок службы АКБ.
У свинцово-кислотных батарей есть альтернативные решения. Помимо широко известных гелевых АКБ, гибридных, AGM, EFB есть ещё, например, литий-железо-фосфатные (LiFePO4) с 10-летним сроком службы.
В определении научного метода мы опираемся на исследования:
- • BSI — Battery Council International [источник],
- • заметки сообщества BatteryUniversity из-под крыла канадского производителя Cadex [источник]
- • и публикации в ScienceDirect [источник] (материалы из научных сообществ по теме свинцово-кислотных АКБ).